Мировая экономика готова к дальнейшему росту ... но проблемы все еще существуют

Отчет, подготовленный Департаментом аналитических и маркетинговых исследований группы TELS с целью сбора ежегодного высшего руководства компании, представляет анализ текущего состояния мировой экономики, а также тенденции и прогнозы развития мировой торговли на ближайшие два года с подробным описанием регионов мира Отчет, подготовленный Департаментом аналитических и маркетинговых исследований группы TELS с целью сбора ежегодного высшего руководства компании, представляет анализ текущего состояния мировой экономики, а также тенденции и прогнозы развития мировой торговли на ближайшие два года с подробным описанием регионов мира. Общий вывод таков: мировая торговля в настоящее время растет, но в то же время число факторов риска и неэкономических барьеров превышает обычное.

Мировая торговля чувствует себя намного лучше, но все еще не достигла темпов докризисного роста

В период с 1960 года до глобального кризиса 2008 года мировая торговля демонстрировала рост в среднем на уровне около 6% в год. Это примерно в 2 раза быстрее, чем средний рост ВВП за тот же период. Росту торговли способствовало сокращение его расходов, связанных с с открытыми границами, низкими ставками и совершенствованием технологий. Появление глобальных цепочек поставок поддержало прогресс в промышленности и рост производительности труда.

Во время кризиса рост торговли замедлился. В 2016 году гибкость торговли (отношение роста мировой торговли к росту мировой экономики) была на уровне 0,8. В 2017 году это соотношение увеличилось до 1,3, но все еще остается низким по сравнению с 1990-ми годами - началом 2000-х годов (около 2).

Цены на нефть как фактор устойчивости экономического развития

Значительные колебания цен на нефть в любом направлении являются стрессовым фактором для мировой экономики. В 2015 году цена барреля, определяемая как средняя цена на нефть марки Brent, Dubai и WTI, снизилась с 96 долларов США (2014 год) до 51 доллара США. В 2016 году цена упала еще дальше: до 43 долларов США - более чем в два раза по сравнению с уровнем 2014 года.

В 2017 году цена на нефть зафиксировала коррекцию к среднему уровню в USD 52,7 за баррель. Во многом это было связано с соглашением ОПЕК + об ограничении добычи нефти. К середине декабря 2017 года цена на нефть снова выросла, на этот раз примерно на 20% и превысила уровень 60 долларов за баррель. В начале января 2018 года наблюдалось дополнительное небольшое увеличение. В 2017 году цена на нефть зафиксировала коррекцию к среднему уровню в USD 52,7 за баррель

Международный валютный фонд прогнозирует увеличение средней цены на нефть в 2018 году на 11,7% по сравнению с 2017 годом, а незначительное снижение в 2019 году - на 4,3%.

Основываясь на данных с фьючерсных рынков по состоянию на 11 декабря прошлого года, эксперты МВФ прогнозируют среднюю цену на нефть в 2018 году на уровне 59,9 долларов США за баррель, а в 2019 году - 56,4 долларов за баррель.

Что тормозит мировую торговлю?

Существует ряд факторов, которые несут в себе риск дальнейшего роста мировой торговли. Среди них много неэкономических факторов.

В мире сохраняется финансовая напряженность. Отсутствие специфики отношений между Европейским Союзом и Великобританией и «брекситом», продолжающийся правительственный кризис в Германии и другие события не позволяют банкам из Европейского Союза чувствовать себя уверенно.
Изменения, происходящие в денежно-кредитной и фискальной политике США, наряду с протекционизмом нынешней администрации Белого дома, также оказывают влияние на волатильность глобальной экономической системы и могут негативно повлиять на показатели мировой торговли.

В целом в мире нарастают протекционистские тенденции, которые поднимают барьеры для свободной международной торговли.
Объем кредитов, предоставляемых в Китае, также рассматривается как риск для финансовой системы одной из ведущих мировых экономик.

И вдобавок ко всему - очень высокая геополитическая напряженность, которая может привести к дальнейшей эскалации взаимных санкций и ограничений на свободную торговлю.

Прогнозы роста производства и внешней торговли для отдельных регионов мира

Тем не менее, прогнозы в целом оптимистичны. Стабилизация цен на сырье и смягчение кризиса в еврозоне после президентских выборов во Франции способствовали усилению динамики восстановления мировой экономики в 2017 году.

МВФ прогнозирует увеличение объема мирового производства на уровне 3,9% в 2018 и 2019 годах МВФ прогнозирует увеличение объема мирового производства на уровне 3,9% в 2018 и 2019 годах. Наилучшая динамика будет отдана странам Юго-Восточной Азии - 6,5% и 6,6% соответственно. Динамика роста экономики еврозоны несколько замедлится с 2,4% в 2017 году до 2,2% и 2,0% в 2018-19 годах, но следует помнить, что это самый емкий финансовый рынок - в денежном выражении этот все еще будет значительным. В то же время в европейских развивающихся странах рост составит 4,0% и 3,9%.

По прогнозам МВФ, совокупная экономика стран СНГ сохранит темп роста в 2,2%, достигнутый в 2017 году.

Рост внешней торговли регионов мира в 2018 году будет стабильно положительным.

Комментарий эксперта

Дефицит подвижного состава и материально-технического обеспечения в зоне евро, Елена Сазончик, заместитель директора по маркетингу TELS Group:

«Быстрый рост мировой торговли в 2017 году после кризиса имел некоторые побочные эффекты для европейского рынка «Быстрый рост мировой торговли в 2017 году после кризиса имел некоторые побочные эффекты для европейского рынка. В настоящее время рынок логистики Европейского Союза борется со значительным дефицитом как подвижного состава, так и квалифицированных работников. На выставке TransPoland-2017 об этих проблемах говорили как операторы транспорта, так и рекрутинговые компании. Например, дефицит транспортных средств на польском рынке международных автоперевозок оценивался в 100 000 злотых. автомобили на конец 2017 года. Кроме того, наблюдается острый дефицит водителей.

Представители одного из ведущих польских кадровых порталов дали число 250 тысяч. - Такая масштабность квалифицированных работников будет ощущаться отраслью логистики в ближайшие три года. Конечно, эти факторы являются скорее «техническими» и не смогут существенно помешать росту европейской торговли, но создадут некий негативный фон ».